ООО "Лига защиты прав пациентов" Все о коронавирусе Автозаводская, д.16, корп.2
Время работы офиса: с 9:00 до 18:00
Прием звонков: с 9:00 до 21:00 8 (495) 230 00 03 Заказать обратный звонок
Записаться на консультацию Онлайн консультация

/ / / ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И СОПЫ

ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И СОПЫ

13.03.2018

Медицинский адвокат Лиги защиты медицинского права Ирина Гриценко рассказывает о СОПах, касающихся применения лекарственных препаратов, об ошибках, чаще всего допускаемых медсестрами, и о том, как правильно оформлять СОПы.

Сегодня при проведении проверок Росздравнадзор начал запрашивать в медицинских организациях СОПы, или по-другому – набор письменных инструкций и пошаговых действий.

С точки зрения обычной логики, этот документ фактически является подсказкой для персонала при осуществлении определенных действий согласно их должностной инструкции. Эти инструкции направлены на повышение ка

чества оказания медицинской помощи и создания безопасных условий ее проведения. С точки зрения уголовного адвоката, я безусловно приветствую наличие подобных документов. С 1 марта 2017 года действуют Правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, поэтому требования федеральной надзорной службы обоснованы.

Но кто должен разрабатывать подобные инструкции? Безусловно те люди, которые будут с ними работать. Однако без внимания Руководителя организации, всё это будет лежать до первого прихода проверки.

Итак, в отношении лекарственных средств на основании приказа Минздрава России от 31.08.2016 № 646н необходимо применять следующие СОПы:

  1. Приемка лекарственных препаратов.
  2. Выявление фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных препаратов.
  3. Выявление лекарственных препаратов с истекшим сроком годности.
  4. Хранение лекарственных препаратов.
  5. Обслуживание и поверка измерительных приборов и оборудования.

С точки зрения практического применения, СОПы нужны также на такие процедуры, как назначение, приготовление и введение инъекционных и инфузионных растворов, выдача лекарственных препаратов пациентам и пр.

Для того чтобы понимать, какие именно СОПы нужны вашей клинике, необходимо составить карту рабочего процесса. Важно поэтапно расписать, что делает медицинский персонал при оказании медицинских услуг пациенту. Возможно, на этапе составления карты вы уже увидите, какие риски могут возникнуть и какие ошибки систематически допускает ваш персонал.

Приведем примеры ошибок, которые могут допустить медицинские сестры.

1. Сестринские ошибки в лекарственной терапии.

  • В основе большинства ошибок в лекарственной терапии лежат следующие факторы:
  • Трудности узнавания (похожие упаковки, близкие по звучанию названия);
  • Недостаток информации о пациенте или лекарственном средстве;
  • Переписывание назначения лекарственного средства, особенно если почерк врача неразборчив;
  • Отсутствие информации о случаях неблагоприятных реакций на лекарства.

2. Неправильное введение при внутривенных инъекциях:

  • Персонал вводит не тот медикамент;
  • Ошибается в дозе;
  • Неправильно проводит введение;
  • Готовит раствор в нестерильных условиях.

Главное требование к СОПам – это лаконичность и точность.

Важно учитывать, что всё, что используется в ежедневной работе, должно быть максимально очищено от дополнительной, создающей путаницу информации. Необходимо убрать теоретические и литературные изыскания. Оставить сухой деловой язык. Проверить соответствие СОПов другим нормативным актам.

Для начала нужно изучить, какие нормативные акты регулируют ту или иную медицинскую деятельность. Чтобы лучше понимать цели и структуру стандарта и правильно применять термины в документе, ознакомьтесь с ГОСТами:

– с ГОСТом Р ИСО/ТО 10013­2007 «Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества»;
– с ГОСТом Р ИСО 9000­2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

В СОП лучше всего включить следующие разделы:

Шапка документа
  1. Наименование организации.
  2. Название СОПа.
  3. Дата введения СОПа в действие.
  4. Подпись руководителя об утверждении.
Вводная текстовая часть
  1. Цель разработки стандарта.
  2. Подразделение, которое его применяет.
  3. Ответственные сотрудники.
Основная часть Инструкции к действиям.
Порядок действий в нестандартных ситуациях Инструкции к действиям.
Заключительные положения
  1. Перечень нормативно-справочных документов. Укажите только те документы, которые регламентируют процесс, описываемый в СОПе.
  2. Данные об ознакомлении сотрудников.

Возврат к списку

с 2000
года в медицинском праве
> 300 консультаций
в год
> 50 выигранных
дел в год
9 Медицинских
юристов
15 Медицинских
экспертов