ООО "Лига защиты прав пациентов" Все о коронавирусе Автозаводская, д.16, корп.2
Время работы офиса: с 9:00 до 18:00
Прием звонков: с 9:00 до 21:00 8 (495) 230 00 03 Заказать обратный звонок
Записаться на консультацию Онлайн консультация

/ / / ПЕРВОЕ В РОССИИ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ АУТИЗМА

ПЕРВОЕ В РОССИИ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ АУТИЗМА

14.11.2017 Ученые СПбГУ приступают к первому в нашей стране научному исследованию распространенности аутизма среди детей. До сих пор медицинскому сообществу неизвестно, сколько детей в России страдают аутизмом. Чтобы дети с этим диагнозом и их семьи могли получать государственную поддержку и на это были выделены деньги, и необходимо проведение данного исследования. «Мы не смогли получить четкий ответ от профильных ведомств, а предоставленные цифры оказались абсолютно неправдоподобными в сравнении с мировой статистикой. По нашим расчетам, они занижены не то чтобы в несколько раз, а в 50 раз», – рассказала руководитель лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ и глава экспертного совета Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Елена Григоренко. Именно под ее руководством будет проводиться исследование распространенности аутизма. Грант на него выделен Российским фондом фундаментальных исследований. Исследование рассчитано на 3 года.

Комментарий судебно-медицинского эксперта "Лиги защиты медицинского права" Елены Колесниковой:

Аутизм является заболеванием, основные проявления которого сводятся к возникновению у ребенка трудностей в попытках общения с окружающими его людьми. К симптомам аутизма также относятся неспособность выражения собственных эмоций и неспособность их понимания по отношению к другим людям.
Исследования по аутизму проводились еще с 18 века, однако, как клиническая единица детский аутизм был выделен психологом Каннером лишь в 1943 году. Годом позже австралийским психотерапевтом Аспергером была опубликована научная работа на тему аутистической психопатии у детей. Позднее в честь этого ученого был назван синдром, который относится к расстройствам аутистического спектра. Оба ученых уже тогда определили, что у таких детей главной характеристикой являются проблемы социальной адаптации. Однако согласно Каннеру аутизм является врожденным дефектом, а по Аспергеру – конституциональным. Также ученые выделили другие характеристики аутизма, такие как навязчивое стремление к порядку, необычные интересы, изолированное поведение и избегание социальной жизни.
Структурные аномалии у детей-аутистов исследовались с помощью МРТ (магнитно-резонансной томографии) и ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии). Эти исследования часто выявляют асимметрию желудочков мозга, истончение мозолистого тела, расширения подпаутинного пространства, а иногда и локальные очаги демиелинизации (отсутствия миелина).
Вариантами развития аутизма являются:
1. Злокачественное развитие аутизма. Симптомы появляются еще в раннем детском возрасте. Клиническая картина характеризуется быстрым и ранним распадом психических функций. Степень социальной дезинтеграции с возрастом возрастает.
2. Волнообразное течение аутизма – характеризуется периодическими обострениями, которые нередко носят сезонный характер. Выраженность этих обострений может быть каждый раз различной.
3. Регредиентное течение аутизма – характеризуется постепенным улучшением симптомов. Несмотря на бурное начало заболевания, симптомы аутизма постепенно регрессируют. Тем не менее, признаки психического дизонтогенеза сохраняются.

Прогноз при аутизме также очень индивидуален. Он зависит от возраста, когда дебютировало заболевание, степени распада психических функций и других факторов.
К основным видам аутизма, которые обозначены в Международной классификации болезней, относятся:
- ранний детский аутизм;
- атипичный аутизм;
- синдром Ретта;
- синдром Аспергера.
Ранний детский аутизм – это один из видов аутизма, при котором психические и поведенческие расстройства начинают проявляться с первых дней жизни ребенка. У таких детей отмечается заторможенность реакции на различные визуальные контакты, наблюдается задержка в развитии речи. По мере взросления у ребенка проявляются сложности с социальными взаимоотношениями и формируются устойчивые поведенческие нарушения.
Согласно статистическим данным, предоставленным в 2000 году, количество пациентов с диагнозом аутизм варьировало от 5 до 26 на 10 000 детей. Спустя 5 лет показатели значительно увеличились – один случай этого расстройства приходился на 250-300 новорожденных. В 2008 году статистика приводит следующие данные: среди 150 детей один страдает этим заболеванием. За последние десятилетия количество пациентов с аутистическими расстройствами увеличилось в 10 раз. И эти статистические данные, по оценкам экспертов, занижены в 50 раз по сравнению с мировыми показателями.
От этой болезни лекарства не существует – нет такого препарата, после приема которого ребенок полностью социализируется. Единственный вариант приспособить аутиста к социуму – это создание благоприятной среды и упорные ежедневные занятия. Это большой труд врачей, педагогов и родителей, поэтому раннее выявление аутизма – один из самых важных моментов для оказания помощи ребенку. Если симптомы замечены правильно и родители получили конкретные рекомендации, маршруты медицинской, психологической, логопедической помощи, а в детском саду и школе созданы специальные группы для таких детей, то ребенка можно «вытянуть» и максимально адаптировать.
И потому программа исследования, направленная на выявление распространенности расстройств аутистического спектра среди детей, очень важна для раннего выявления и раннего начала адаптации таких детей. В конечном итоге, результатом такой программы будет являться большое количество социально адаптированных людей, которые при других обстоятельствах нуждались бы в постоянном уходе.

Возврат к списку

с 2000
года в медицинском праве
> 300 консультаций
в год
> 50 выигранных
дел в год
9 Медицинских
юристов
15 Медицинских
экспертов