ООО "Лига защиты прав пациентов" Автозаводская, д.16, корп.2
Время работы: с 10:00 до 21:00 8 (495) 230 00 03 Заказать обратный звонок
Записаться на консультацию Онлайн консультация

/ / / Гриценко И.Ю. приняла участие в круглом столе «Общественное обсуждение возможности приватизации скорой помощи»

Гриценко И.Ю. приняла участие в круглом столе «Общественное обсуждение возможности приватизации скорой помощи»

16.06.2016

Московский дом

общественных организаций

26.04.2016

Рекомендации круглого стола

«Общественное обсуждение возможности приватизации скорой помощи».

Участники круглого стола ««Общественное обсуждение возможности приватизации скорой помощи. О поручении изучить вопрос о передаче «Скорой помощи» частным предпринимателям», обсудив подготовку Минздравом РФ поправок и изменений в законодательство до 20 июня 2016 года, которые должны быть подготовлены пришли к следующим выводам.

23 марта 2016 года В.В. Путин подписал перечень поручений по вопросам, связанным с организацией оказания скорой и неотложной медицинской помощи, в том числе существование частных «Скорых» на всей территории России.

Как следует из текста, сейчас частные «Скорые» существуют в Республике Марий Эл, в Чувашии, Пермском крае, а также в Архангельской, Вологодской и Кировской областях.

Эксперимент по передаче государственных «Скорых» частным компаниям начался в трех российских регионах ещё в 2012 году, в 2013 году в таком эксперименте участвовали уже 18 регионов. Как утверждали тогда чиновники правительства, стоимость услуг для граждан должна была остаться на том же уровне, однако бюджет должен был тратить на оказание таких услуг меньше.

В ноябре 2015 года Минфин России предложил ограничить число бесплатных вызовов «Скорой помощи» для экономии бюджетных средств. Так, полностью обслуживание бесплатным должно остаться только для инвалидов, детей и пенсионеров, остальные смогут вызвать «Скорую» за счет бюджета только 4 раза в год. Кроме того, было предложено штрафовать пациентов за ложные вызовы.

В марте «Общероссийский народный фронт» (ОНФ) опубликовал результаты опроса населения о качестве работы службы скорой помощи. Исследование показало, что далеко не во всех случаях бригады успевают приехать к пациенту в срок. О том, что «скорая» приезжает в положенный срок, заявила лишь треть (32,9%) опрошенных граждан, еще столько же сообщили, что помощь приходится ждать более 20 минут, более одного часа — 13%, более двух часов — 3,7%, а 1,2% опрошенных сообщили, что медики по их вызову не приехали вообще.

— Конечно, мы понимаем, что есть регионы с отсутствием автодорог, где эти нормативы выдержать нереально, а в крупных городах другая проблема — затруднен проезд по загруженным дорогам, — прокомментировал эти данные председатель правления НП «Ассоциация руководителей скорой медицинской помощи» (Санкт-Петербург) Алексей Бойков. — Но это то, над чем надо работать, ужесточая наказания за непропуск машины скорой помощи с включенным спецсигналом, налаживая инфраструктуру в регионах.

Новые поправки предполагают также значительное расширение полномочий регионов: медицинские бригады теперь будут комплектоваться в зависимости от возможностей финансирования и особенностей местности. В НМП считают, что зачастую при комплектовании «скорой» используется неоправданно дорогостоящее оборудование, которое не требуется на догоспитальном этапе. А потому в порядок внесен пункт, который снимает обязательство закупать излишнее оборудование при недостатке финансирования в субъекте.

Была услышана и принципиальная позиция президента НМП Леонида Рошаля по клиническим рекомендациям, когда тактику лечения врач и пациент выбирают совместно.

— Мы лечим не по стандартам, — сообщил он. — Стандарты медицинской помощи — это медико-экономическое понятие. Мы должны лечить по протоколам, по клиническим рекомендациям, которые должны постоянно обновляться.

В обновленный документ были внесены и кадровые поправки. К примеру, в части состава бригад скорой помощи старый порядок допускал три варианта комплектации: с обычным водителем, санитаром-водителем и фельдшером-водителем. Что, по мнению экспертов НМП, не соответствовало «современным реалиям», на которые ссылался Минздрав при введении данной единицы.

Для этого нет «ни тарификации, ни технологий, ни менталитета». В новой редакции остается одна должность — водитель автомобиля, который должен «подчиняться врачу или фельдшеру выездной бригады скорой медицинской помощи и выполнять его распоряжения, а также знать топографию населенного пункта, в котором расположена станция скорой медицинской помощи, и местоположение медицинских организаций». Предусматривается также появление «новых старых» единиц — медсестер и санитаров. Последние, правда, будут ездить только с психиатрическими бригадами, отмечает издание.

Ныне действующий приказ Минздрава России № 388н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» вступил в действие с января 2014 года и с самого начала подвергался критике со стороны медицинского сообщества. Приказ с изменениями порядка был зарегистрирован в Минюсте России в марте 2016 года.

С 1 июля скорая медпомощь начнет работать по обновленным правилам, следуя которым медицинская бригада на экстренный вызов будет обязана приезжать за 20 минут. Сейчас эта норма носит рекомендательный характер. Приказ Минздрава России вступает в силу 1 июля 2016 года.

Эксперты Национальной медицинской палаты (НМП) считают, что этот интервал максимально приближен к реалиям.

В соответствии с Поручением 514 п. 1 Президента РФ от 23 марта 2016 Министру здравоохранения РФ Скворцовой В.И. совместно с органами исполнительной власти Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Пермского края, Архангельской, Вологодской и Кировской областей

до 01 июня 2016 года провести анализ результатов реализации проектов по передаче негосударственным организациям на договорной основе функций по предоставлению транспортных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи, при этом:

а) указать классы используемых автомобилей скорой медицинской помощи, условия, в которых они эксплуатируются (на селе или в городе), и сроки их эксплуатации;

б) уточнить рентабельность транспортных услуг, а также механизм формирования тарифов на их оказание, в том числе влияние стоимости содержания, ремонта, технического обслуживания автомобилей и площади обслуживаемой территории на величину тарифов;

в) определить возможность и условия продолжения соответствующих проектов по истечении срока их реализации.

Единственным плюсом, который был выявлен при проведении эксперимента в регионах России, - обновление парка машин скорой помощи.

Передача скорой помощи в частные руки создает следующие опасности:

1. Задержка с оплатой работы скорой помощи, работающей под эгидой коммерческой организации, повлечет не предоставление услуг скорой помощи;

2. В случае аутсорсинга смена поставщика услуг приведет к парализации службы скорой помощи;

3. Будет разрушен коллектив бригады скорой помощи, из которого будет исключен водитель;

4. Усилится отток врачей из службы скорой помощи;

5. Снизится мотивация персонала скорой помощи;

6. Возникнут трудности в предъявлении претензий за некачественное оказание услуг скорой помощи, в том числе в связи с возможностью разорения и ликвидации коммерческой организации;

7. Экономии средств реализация данного проекта не повлечет.

Согласно Поручения-154 п. 2 Президента РФ от 23.03.2016 Министру Здравоохранения Скворцовой В.И. совместно с Министром Экономразвития РФ Улюкаевым А.В. поручено:

- до 10 июня 2016 года а) провести анализ бизнес-моделей аналогичных проектов по передаче функций по предоставлению транспортных и иных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сотрудничестве с негосударственными организациями.

- до 20 июня 2016 года б) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере организации оказания скорой и неотложной медицинской помощи, включая установление мер ответственности за нарушение требований, предъявляемых к оказанию такой помощи, а также к автомобилям скорой медицинской помощи, в случаях передачи функций по предоставлению транспортных услуг негосударственным организациям.

При этом 07 апреля 2016 года Совет при Президенте РФ по правам человека направил министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой письмо с предложением изменить систему оплаты скорой помощи, так как сейчас выезд скорой и работа медиков не оплачиваются в случае, когда оказание медицинской помощи не производится, например, при дежурстве автомобилей скорой на месте чрезвычайной ситуации, а также при оказании помощи человеку, незарегистрированному в системе ОМС, или использовании скорой в качестве транспорта по доставке пациентов в ближайшее медучреждение.

Глава постоянной комиссии СПЧ по общественному контролю в социальной сфере Яна Лантратова предлагает оплачивать каждый вызов скорой помощи из средств фонда обязательного медицинского страхования.

19 апреля 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев, отвечая на вопросы депутатов после ежегодного отчета в Госдуме, сказал: «На обновление автопарка скорой помощи в 2016 году будет выделено порядка 3 млрд рублей, поставка автомобилей начнется во второй половине текущего года. В этом году мы планируем получить еще 1 240 автомобилей скорой медпомощи и, по-моему, более 100 автомобилей, которые имеют свойства реанимобилей, то есть реабилитационных карет. Это серьезное задание для нашей автомобильной промышленности».

За 2015 год на станции скорой помощи было поставлено свыше 1 тысячи автомобилей. В январе 2016 года заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева отметила, что в соответствии с программой, разработанной Минздравом, парк автомобилей скорой помощи должен обновляться каждый год как минимум на 20%, и предположила, что выделенные средства могут увеличиться до 5 млрд рублей на условиях софинансирования. «По программе модернизации здравоохранения в свое время парк машин был обновлен, но свой резерв уже в определенной степени исчерпал. Очевидно, что сами регионы с закупкой медицинских машин не справятся», – заметила замминистра.

Осенью на проходившем в Москве форуме Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину» глава Минздрава Вероника Скворцова предложила использовать свободные средства Федерального фонда ОМС для закупки санитарных автомобилей, так как не все регионы сейчас могут позволить себе своевременное обновление медицинского автопарка.

Глава Минздрава Вероника Скворцова предлагала решить проблему обновления автопарка скорой помощи за счет использования свободных средств федерального фонда ОМС. «У нас есть возможность поддержать отечественную автомобильную промышленность, в частности Горьковский автомобильный завод, который выпускает прекрасные отечественные автомобили класса «В» и «С», увеличить тем самым количество рабочих мест для россиян и при этом обеспечить поставки автомобилей скорой помощи», – отметила она.


Глава Минздрава Вероника Скворцова предложила использовать свободные средства Федерального фонда ОМС для закупки санитарных автомобилей. Это предложение прозвучало на форуме Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину», проходящем в Москве. Министр порекомендовала использовать средства, которые есть в нормированном страховом запасе фонда ОМС, на субсидирование приобретения автомобилей скорой помощи.

Вероника Скворцова также напомнила, что в 2006 году в регионы было направлено более 17,5 тысячи автомобилей скорой помощи, и после этого «обновлялись только реанимобили по программе ДТП».

По ее словам, не все регионы сейчас могут позволить своевременное обновление парка карет скорой помощи. «У нас есть возможность поддержать отечественную автомобильную промышленность, в частности Горьковский автомобильный завод, который выпускает прекрасные отечественные автомобили класса «В» и «С», увеличить тем самым количество рабочих мест для россиян и при этом обеспечить поставки автомобилей скорой помощи», – подчеркнула Скворцова.

В то же время Минздрав по поручению президента Владимира Путина изучает опыт передачи транспортного обслуживания «скорой» на аутсорсинг. В этом случае расходы по приобретению и обслуживанию специализированных автомобилей несет не государство, а компания-подрядчик.

Обсудив возможность передачи скорой помощи в частные руки участники круглого стола:

1. Считают ошибочным и недопустимым передачу службы скорой помощи в частные руки, как замаскированного шага к платной медицине;

2. Предлагают провести общественные слушания по данному вопросу в Общественной палате России;

3. Предлагают законодательно исключить возможность перекладывания ответственности за жизнь и здоровье граждан на негосударственные и частные структуры;

4. Считают возможным создание частной скорой помощи в качестве дополнения к действующей государственной;

5. Планируют провести круглый стол по актуальным проблемам российской медицины в 2016 году 15 июня 2016 года.

Исп. А.В. Бабушкин, Л.В. Клещенко



Возврат к списку

Запишитесь
на консультацию

с 2000
года в медицинском праве
> 300 консультаций
в год
> 50 выигранных
дел в год
9 Медицинских
юристов
15 Медицинских
экспертов